ЛицензированиеРеставрация

Что не так с программами государственного финансирования охраняемых памятников

Дмитрий Анищенков

Обычно при реставрации памятника истории и архитектуры возникает проблема с недостатком финансирования. Но бывает и наоборот: чрезмерное финансирование влечет за собой проблемы другого рода. Оно сопровождается коррупционными и мошенническими схемами, а состояние самого памятника мало кого беспокоит.

Типичные проблемы объектов культурного наследия

Ежегодно в России разрушается 200-300 объектов культурного наследия. Причин тому множество:

  • непрозрачная система ценообразования;
  • неэффективные процедуры выбора исполнителя;
  • возможность участия субподрядчиков;
  • низкий уровень подготовки кадров в органах государственного надзора.

К работам по восстановлению объектов культурного наследия должны привлекаться фирмы, которые озаботились получением лицензии Минкультуры на реставрацию. На практике бывает так, что контракт получает одна фирма, а выполняет — субподрядчик. Проследить за качеством выполнения работ, а при необходимости — привлечь нарушителей к ответственности становится намного сложнее.

Коррупционные схемы, связанные с привлечением фирм с реставрационной лицензией Минкульта, нередко заканчиваются громкими уголовными делами. Но проблему это не решает, а иногда и порождает новые: к восстановлению зданий привлекают обычные строительные компании, которые не имеют в штате специалистов нужного уровня квалификации. В результате объекты культурного наследия разрушаются по причине не только несвоевременной, но и некачественной реставрации.

Попытки реформирования

В 2017 году были внесены изменения в действующее законодательство, регламентирующее выбор подрядчиков для проведения реставрационных работ.

Был изменен перечень видов лицензируемой деятельности, правила аттестации специалистов, пакет необходимых документов.

Произошли изменения и в тендерных процедурах. Теперь фирма обязана подтвердить, что в ее штате есть специалисты с необходимым уровнем квалификации. Среди других требований — наличие опыта по данному направлению и готовность застраховать ответственность на случай возможного ущерба.

Главная проблема — недостаток компетентных специалистов. Выбор подрядчика по результатам тендера обычно входит в должностные обязанности очередного управленца, не имеющего образования или квалификации в сфере реставрации. Он оценивает потенциального исполнителя с точки зрения экономической целесообразности, но не способен определить возможные риски для ОКН.

Бонус от нашей компанииПолучите ТОП 5 правил
по выбору компании для оформления лицензии

    bt_bb_section_top_section_coverage_image
    bt_bb_section_bottom_section_coverage_image

    Дмитрий Анищенков

    «Более 7 лет являюсь экспертом по вопросам лицензирования компании Минком. Обладаю большим портфелем интересных кейсов. Делюсь опытом и рассказываю про тонкости и особенности оформления лицензий.»

    Наши офисы
    Работаем по всей России
    https://blog.minkultura.ru/wp-content/uploads/2020/04/img-footer-map.png
    Основные
    Региональные офисы
    Москва
    Санкт-Петербург
    МИНКОМ
    Контакты
    Основное направление нашей деятельности —
    лицензирование и помощь в аттестации специалистов.
    МИНОКОМ
    Контакты
    Основное направление нашей деятельности — лицензирование и помощь в аттестации специалистов.
    Наши офисы
    Работаем по всей России
    https://blog.minkultura.ru/wp-content/uploads/2020/04/img-footer-map.png
    Основные
    Региональные офисы
    Москва
    Санкт-Петербург

    © Центр лицензирования «МИНКОМ». 2022